10 мая 2000 г. (теперь это историческая дата) городская
Дума утвердила основополагающий документ, который описывает основные
принципы взаимоотношений между органами местного самоуправления и общественными,
а также некоммерческими организациями нашего города. Называется этот
документ - «Концепция развития некоммерческих организаций г.Тольятти».
Но прежде чем говорить о сути документа, хочу напомнить,
как всё начиналось. 1995 год, уже действует российское законодательство,
официально разрешающее «собираться больше трех» - Закон РФ «Об общественных
организациях». Где-то в верхах разрабатывается его продолжение - Закон
РФ «О некоммерческих организациях». Пользуясь данными государством возможностями,
общественные объединения создаются во всех областях деятельности.
Но разрешение государства не означало, что для деятельности
общественности тут же будут созданы необходимые условия. Мало кто из
общественников располагал хоть каким-нибудь помещением для работы, средствами
связи, практически все испытывали постоянный финансовый голод, а зарабатывать
самим ещё надо было учиться.
И
вот тогда была предпринята попытка объединить общественные организации
в Ассоциацию - для того, чтобы вместе решать вопросы, которые не под
силу было решить одному отдельно взятому коллективу. В числе организаторов
этой Ассоциации были Борис Цирульников (ныне - исполнительный директор
«Общественного фонда Тольятти»), Марина Артемьева (работник того же
фонда), Ольга Комиссарова (президент фонда «Нет - алкоголю и наркотикам»),
Нясима Ромакина (руководитель организации инвалидов с детства им. Януша
Корчака), Владимир Иглин, Татьяна Макарова, Григорий Гасич (координаторы
«Общественной палаты»), Игорь Лоскутов (тогда - руководитель городского
благотворительного фонда «Социальная защита») и многие другие. На организационном
собрании присутствовали представители более чем 60 организаций, в число
членов Ассоциации дали согласие войти 22 организации.
Попытка создания Ассоциации, однако, не удалась. Споткнулись,
как говорится, на Уставе. Как стало понятно годы спустя, слишком разные
мы были, слишком разные задачи перед собой ставили и добивались их решения
тоже по-разному, порой противореча друг другу.
Идея же Ассоциации не забылась, но с годами трансформировалась
.
Необходимость выработки коллегиального мнения заставила
совершенствовать деятельность «Общественной палаты». Сохранив в своем
составе определенное число единомышленников, она стала регулярно организовывать
расширенные собрания представителей общественности по самым разным вопросам
- экологии, культуры, социального устройства города.
Необходимость создания «коллективного кошелька» для
общественности побудило Бориса Цирульникова пробить идею создания благотворительного
«Фонда Тольятти».
Необходимость учиться, постоянно повышать свою квалификацию,
обмениваться опытом привела к созданию центра поддержки некоммерческих
организаций «Третий сектор».
И, что отрадно, продолжают формироваться ассоциированные
структуры: Ассоциация профсоюзных организаций, Ассоциация обществ дружбы
с зарубежными странами.
Теперь самое время вернуться к «Концепции развития
некоммерческих организаций», которая стала неким своеобразным итогом
прошедшего времени. Во-первых, этот документ (наверное, впервые в истории
городского нормативного творчества) стал поистине народным: в его разработке
принимали участие представители более чем ста общественных организаций.
В Концепции введено понятие о структуре гражданского общества, где органы
государственной власти и органы местного самоуправления в целом получили
условное название «первого сектора». Коммерческие структуры, объединенные
интересами получения прибыли, отнесены ко «второму сектору» гражданского
общества. А общественные и некоммерческие организации соединились в
«третьем секторе» (прошу не путать с «третьим миром»).
«Третий сектор» представлен как весомая и равноправная
с другими сфера общественной жизни, представляющая собой систему общественных
и некоммерческих организаций (далее будем называть их НКО), самостоятельно
сформированных населением на основе общих интересов. При этом НКО создаются
не в силу прихоти, а в силу объективной потребности решения таких проблем,
которые иначе и не решаются. Практика показывает, утверждается далее
в Концепции, что деятельность подобных организаций продолжается до полного
исчерпания задач, которые ставились при её создании. Учитывая, что большая
часть задач, выполняемая организациями «третьего сектора», относится
к категории «вечных», и ввиду своего многообразия и специфичности не
может быть в полной мере выполнена органами управления, становится понятным,
что формирование «третьего сектора» - один из важнейших процессов стабилизации
общественно-исторической и политической жизни общества.
Главным способом решения задач через НКО является система
социального заказа, определяемого и выполняемого совместными усилиями
всех трех секторов гражданского общества. Иначе говоря, сами решили
- сами сделали. Причем, наиболее полная реализация социальных заказов
возможна лишь при взаимодействии на обоюдовыгодных условиях с коммерческими
структурами и органами власти.
Разделяя «третий сектор» на два блока - бюджетных НКО
(получающих регулярную финансовую «подпитку» из бюджета), и небюджетных
НКО (находящихся «на вольных хлебах), концепция обращает особое внимание
именно на последний тип организаций.
Думаю, что для активистов-общественников стоит перечислить
задачи, которые ставятся перед ними и органами власти для реализации
Концепции.
Задача № 1. Формирование заявки на социальный заказ
населения на основе изучения его потребностей. Передача заявки в органы
местного самоуправления с целью размещения социального заказа населения.
Участие в исполнении социального заказа.
Задача включает в себя сбор и аналитическую обработку
информации о потребностях населения. Делать это, по направлениям своей
деятельности, будут сами организации «третьего сектора» . На основе
полученных данных формируется социальный заказ, который поступает в
органы местного самоуправления. Далее совместно должен быть разработан
механизм его реализации. НКО, в свою очередь, могут принимать участие
в выполнении ежегодных муниципальных заказов органов местного самоуправления
на общих с остальными структурами условиях.
Задача № 2. Поддержка и развитие социально-направленного
бизнеса.
Должна быть сформирована система льгот и поддержки
для НКО, осуществляющих благотворительную деятельность на территории
и в интересах г. Тольятти. А программы поддержки и развития малого бизнеса
предлагается формировать с учетом интересов некоммерческих организаций.
Задача № 3. Разработка и проведение согласованных
практических действий с целью решения насущных проблем городской жизни.
Нашей с вами задачей является совершенствование взаимодействия
между организациями первого, второго и третьего секторов - через заключение
договоров и соглашений, создание коллегиальных совещательных органов,
проведение общественных слушаний, общегородских конференций и других
аналогичных мероприятий, для более полного выявления и учета мнения
городского сообщества по различным общественно значимым вопросам.
Кроме того, Концепция предусматривает, что формирование
бюджета города и утверждение отчетов о его исполнении осуществляется
при непосредственном участии организованной общественности.
Задача № 4. Наработка механизмов и создание структур
общественного анализа и контроля.
Нужно развивать структуры, которые будут осуществлять
общественный анализ деятельности как первого, так и второго секторов.
А также оценивать деятельность самих некоммерческих организаций с точки
зрения соблюдения ими гражданских прав, свобод и законодательства. Нужно
также проводить общественные обсуждения значимых вопросов городской
жизни.
Задача № 5. Повышение гражданской активности, формирование
активной социальной позиции у граждан города, в том числе и молодежи.
Во исполнение этой задачи планируется проводить практические
акции как «третьего сектора», так и совместные, с целью практического
решения общественно важных задач. Поддерживается деятельность детских
и молодежных организаций, развивается школьное самоуправление и совершенствуется
система территориального общественного самоуправления на территории
города.
В заключение хочу привлечь ваше внимание к следующему.
Городская власть, согласно Концепции, взяла на себя обязательства: