Проблема Как подступиться к бюджетуСемь дней все налогоплательщики, кому захочется и станет интересно, будут листать и изучать эту книгу. А потом на общинном собрании обсудят добавления, исправления, возражения, которые возникнут у любопытствовавших граждан. Граждане проголосуют и направят главе города свое ответное послание к бюджету. Мэр и чиновники будут верстать городской бюджет с учетом общественных поправок. Когда, наконец, он поставит под готовым документом свою подпись, бюджет будет опубликован. Но пока лишь для того, чтобы общественность в течение опять же 7 дней могла обсудить итоговый вариант документа. И только после этого бюджет будет окончательно утвержден и получит статус Закона. Вышеописанный сюжет - не фантастический рассказ, а сущая реальность, правда - не российская. Такой процесс ежегодно непременно происходит в Германии, в Вестфалии, в земле Северный Рейн. Потому что при принятии бюджета городские власти считают особо важным для себя информирование общественности о смысле и содержании своих решений. Гласность рассматривается там как один из важнейших бюджетных принципов. Доверие к власти основывается на заинтересованном диалоге ее с населением и полной информированности последнего. Такой подход характерен для действительно демократических государств. Всё так просто и незамысловато. А в результате: они - демократические, а мы - посттоталитарные. У нас сюжет на означенную тему выглядит иначе. Всякий раз после защиты очередного бюджета общественные организации Тольятти осознают, что их интересы остались за бортом и бурно обмениваются друг с другом мнениями об этом. Потом принимают решение в следующем году непременно заранее явиться в мэрию со своими программами, то есть до того, как будут сверстаны бюджеты в разных департаментах. Иначе можно услышать только вежливое «приходите на следующий год». Походы начинаются буквально с весны. Естественно, со столь предварительными заявками просят прийти «завтра». И так происходит до того момента, пока не сложится знаменитая революционная ситуация, которая характеризуется словами: «сегодня рано, но завтра будет поздно», и далее знакомое «приходите на следующий год». Сейчас как раз пора бюджетных прений в пользу 2001 года. И общественные организации снова задают сакраментальный вопрос: как подступиться к городским программам, а, следовательно, бюджету, с народными инициативами и народным мнением? Оказывается, опыт такой работы есть и в России. Два года назад Санкт-Петербургский гуманитарно-политологический центр «Стратегия» приступил к реализации проекта «Городские жители и власти - на пути к сотрудничеству. Бюджет, который можно понять и на который можно влиять». Сегодня этот проект реализуется, кроме Санкт-Петербурга, в Петрозаводске, Пскове, Великих Луках, Мурманске, Самаре, Новосибирске и Южно-Сахалинске. И повсюду общественные организации начинали с того, что анализировали бюджет уходящего года и новый, формирующийся. Оценивали его с экономических позиций, с точки зрения прозрачности и участия общественности в бюджетном процессе. Они также объявили конкурс студенческих и аспирантских работ, в которых ставилась задача разработать наиболее эффективные способы осуществления бюджетного процесса. Особое внимание в работах уделялось привлечению широкой общественности к этому важному делу. Кроме того, была организована пропагандистская кампания в средствах массовой информации, призывающая население и организации принять активное участие в формировании бюджета города и контроле за его исполнением. Особенно эффективными оказались «Круглые столы», в которых приняли участие представители некоммерческих организаций, органов власти и СМИ. И, конечно, все это время шло активное обучение на семинарах всех тех, кого заинтересовал процесс работы с бюджетом. Так прошло семь месяцев. Сформировалась команда единомышленников - теоретиков и практиков общественного участия в бюджетном процессе. Она станет организационным активом в будущей деятельности по оптимизации бюджетного процесса через привлечение к нему общественности. Другим важным итогом проекта был сам опыт проведения независимого исследования, позволяющего оценить степень эффективности существующего механизма формирования бюджета и контроля за его исполнением. Стали очевидными все проблемы, пошел поиск путей их решения. Весь короткий самарский опыт уже обобщен: опубликован сборник «Бюджет и бюджетный процесс в Самаре глазами независимых экспертов». Эта книга может стать учебным пособием. А вот для кого, сказано в ее аннотации: «Сборник адресован лидерам некоммерческих организаций, представителям СМИ, депутатам, сотрудникам городских и областных администраций и всем, кого интересуют вопросы бюджетного анализа и проблемы, связанные со становлением гражданского общества». Желающие могут найти эту книгу в библиотеке некоммерческих организаций, которая находится в Центре поддержки некоммерческих организаций «Третий сектор», расположенном по адресу: г.Тольятти, Московский проспект, д.51/21 (внутренний двор торгового комплекса «Океан», 2 этаж). Надо сказать, что у тольяттинцев тоже есть очень хороший опыт коллективного обсуждения «Ежегодного бюджетного послания мэра» - документа, который предваряет работу над бюджетом и в котором формулируются его основные принципы. Эта работа проводилась два года подряд при участии большого количества общественных организаций и под руководством «Общественной палаты» и её координаторов: Владимира Иглина, Татьяны Макаровой и Григория Гасича. Все вносили свои поправки в документ, а после обсуждения готовая общественная экспертиза поступала в Думу. Был организован и «Круглый стол», где общественные организации, принимавшие участие в анализе послания, беседовали с Председателем Думы и зам. мэра по экономике. Материалы всех обсуждений публиковались в «Общественной газете». Нельзя сказать, что на действия тольяттинской общественности никто не обратил внимания. По крайней мере, на следующий год бюджетное послание уже не содержало ошибок, на которые указывала общественная экспертиза годом раньше. Жаль только, что дальше анализа послания мы пока не продвинулись. Поэтому общественные организации вынуждены «частным образом и кустарным промыслом» толкаться в коридорах власти. Процесс получается утомительным для обеих сторон, и, по большей части, бестолковым. А уж рядовому налогоплательщику - по причине усеченной, или вовсе не наступившей у нас подлинной демократии - и вовсе не удовлетворить своего бюджетного любопытства, если оно у него по какой-либо причине пробудилось. Вот мы и решили попросить нашу власть вместе с представителями некоммерческих организаций разработать официальную процедуру обсуждения бюджета с этими организациями. Процедуру, в которой ясно было бы обозначено время и место, способ и форма участия общественности в бюджетном процессе. Но только не надо это откладывать до следующего года. Что-то можно сделать уже сегодня. Только что прошла Ярмарка услуг некоммерческих и общественных организаций - смотр их достижений. Недавно утверждена Думой «Концепция развития «третьего сектора», где оговорено участие общественности в формировании и контроле за исполнением бюджета. Теперь нужны подзаконные акты, постановления, инструкции по её реализации, и в первую очередь той части, что касается бюджета.
Попечительский совет «Общественной газеты», в составе которого работают представители общественных и некоммерческих организаций всех тематических направлений, от имени этих организаций принял решение обратиться к мэру города с просьбой организовать работу по обсуждению городского бюджета на 2001 год с тольяттинскими общественными организациями. |
В номере: |
© "Общественная газета" 2000 г. |