У каждого города свой Церетели...Произвол властей в манипуляциях с бюджетом возможен лишь при полном равнодушии общественности. Отдельные возмущения местных СМИ без поддержки налогоплательщиков, к которым эти самые СМИ апеллируют - не более, чем буря в стакане, от которой самому стакну ни тепло, ни холодно. Вспомним хотя бы историю с памятником Василию Татищеву. Когда встал вопрос об установке такого памятника в Тольятти, то особых возражений сначала даже не возникало. Дело нужное: воздать должное основателю города Ставрополь-на-Волге (ныне Тольятти), ученому мужу, просветителю. И у местных скульпторов, как оказалось, был уже готов проект: Татищев, стоящий в полный рост и гордо взирающий в даль. Не дорого, но солидно. И главное - соответствие историческому образу. Но соответствие истории для тогдашнего мэра г. Тольятти Сергея Жилкина оказалось не самым главным. Для него, видимо, важнее всего было имя скульптора, который должен увековечить в памяти тольяттинцев Татищева, а в связке с этим событием и мэра Жилкина. И такое имя нашлось - известный московский скульптор Александр Рукавишников. Но после того, как был представлен проект Рукавишникова, у некоторых зародилось подозрение, что погоня за громким именем - не основная причина отказа местным художникам. Ибо по замыслу великого Мастера Татищев должен возвышаться на огромнейшем постаменте верхом на лошади. И неважно, что сия скульптура очень смахивает по сюжету на питерского медного всадника - почти плагиат. Главное, что за этот шедевр необходимо было выложить бешеные деньги. В том смысле, Немногочисленные оппозиционные мэру Жилкину тольяттинские газеты тогда (в 1996 году) на сей счет изрядно поизмывались: мол, во времена Татищева лошади были всего-навсего средством передвижения, как сейчас автомобиль, и это не повод сажать ученого на кобылу, так можно и Пушкина на лошадь усадить. К тому же стали курсировать якобы исторические слухи о том, что Татищев боялся лошадей... Устное народное творчество довело эту ситуацию до абсурда: а что, если лет через сто нынешним политикам потомки будут ставить памятники по аналогии - например, президент (губернатор, мэр...), сидящий в «мерседесе» с затемненными стеклами? Стандартная (почти ширпотреб) скульптура «мерса», только подписи разные: «Ельцин... Титов... Жилкин...». Но так как весь этот сыр-бор происходил во время прошлой выборной кампании тольяттинского мэра, то в полемике (по форме - ерничанье) участвовали лишь заинтересованные лица. Не столько в плане творчества, сколько в плане политики. Народ же взирал со стороны, и за пределы города этот шум не выходил. И потому дорогостоящему и сомнительному с точки зрения культурно-исторической ценности замыслу мэра ничто не помешало осуществиться. А вот ситуация с нынешним скандалом, касающимся реконструкции Центральной площади г. Тольятти оказалась несколько иной, так как возникла после выборов мэра - это во-первых. А во-вторых, в Тольятти уже появилось общественное мнение и интернетовские СМИ. В этой истории опять всплывает сладкая парочка Жилкин-Рукавишников. И опять за именитость Мастера город расплачивается бешеными деньгами. Один только памятник Николаю Чудотворцу (Угоднику), который собирались поставить на Центральной площади, обходится в треть миллиона долларов. Оставшаяся часть архитектурного комплекса: пруд с живыми лебедями, стилизованный кокошник, ров с водой вокруг часовни, фонтаны и т. п. потребуют еще столько же, если не больше. И все это «счастье» сваливается на нового тольяттинского мэра Николая Уткина. Сразу отметим, что решение о финансировании данного проекта из резервного фонда города уходящий мэр, в нарушение статьи 81 Бюджетного кодекса РФ, принял единолично. Такой вот «подарочек» преемнику и всем нам. По всей видимости, Николаю Уткину этот проект очень не понравился. Как потом на градостроительном совете он заявил: «Это то же самое, что когда-то предлагал Мухин (бывший гл. архитектор города - И.М.)» Только в советские времена планировали воздвигнуть не Николая Угодника, а строителя коммунизма. Но сначала Уткин не решался активно выступать против жилкинской затеи. Возможно, его сдерживали две причины. Первая: за памятник Николая Чудотворца уже уплачено, отказываться поздно, да и неловко - святой ведь. Вторая: владыка Сергий (епископ Самарский и Сызранский) якобы благословил это место под строительство комплекса. И еще, наверное, была у мэра надежда на вновь избранных депутатов, которые уверяли избирателей, что будут беречь бюджетные копейки как зеницу ока. На одном из совещаний в мэрии было озвучено общественное мнение о том, что воплощение святого в скульптуре вопиюще противоречит православным традициям. Мэр Уткин без тени сомнения ответил, что стоит же в Бразилии скульптура Христу (и развел руки в стороны, наглядно демонстрируя известный шедевр). Но бразильцы-то - католики... И вот тут началось. После долгих споров депутаты утвердили-таки жилкинский проект, сняв на него из городского бюджета 2,6 миллиона рублей со статьи «Физкультура и спорт». Возмущение таким решением газеты «Тольяттинское обозрение» сводилось к одному: лучше благоустроить дворы и детские площадки. Проведенный газетой «Презент Центр» опрос горожан показал, что противники проекта мотивируют свою позицию аналогично. В мэрию начали звонить, писать и приходить защитники православия и интересов социально незащищенных граждан, в лице различных общественных движений. Памятуя опыт с прошлым памятником, общественность сомневалась, что ей удастся убедить власти отказаться от безумного проекта. К тому же новый мэр был поставлен в действительно трудное положение: как отказаться от того, за что заплачено? Но не становиться же тольяттинцам посмешищем всего света, да еще за свои же деньги? Тут, как говорится, было делом чести вмешаться. И общественность решила выйти с этой информацией в широкое мировое пространство. Она дала сообщение в Интернет о проекте реконструкции Центральной площади в Тольятти. Самое интересное, что мировая общественность немедленно проявила интерес к тольяттинским событиям. Узнав о сути конфликта, русскоязычная газета в Канаде попросила разрешение на перепечатку материалов, связанных с реконструкцией Центральной площади города. Оказалось, что сам факт воплощения Николая Чудотворца в скульптуре для них явился сенсацией. Скульптура в православии - все равно, что икона в мусульманстве. Для русских эмигрантов на Западе этот случай стал подтверждением лицемерия перекрасившихся совдеповских вождей, которые даже не могут провести грань между католиками и православными. Мы не знаем, как именно воспринял Николай Уткин общественное мнение, в том числе и заокеанское, но думаем, что воспринял и, надеемся, оно помогло ему принять решение и аргументировать свою позицию. Как бы там ни было, но он занял-таки более активную позицию в неприятии жилкинско-рукавишниковского прожекта, особенно в отношении Николая Угодника. «Это чуть ли не язычество», - обмолвился мэр на одной из пресс-конференций. Но мэра, скорее всего, возмутил тот факт, что его «ввели в заблуждение»: отец Сергий, как выяснилось, никакого благословения не давал. Более того, представитель церкви отец Дмитрий на градостроительном совете выступил против того, чтобы построенную на площади часовню задействовали в проекте: часовня, окруженная водоемом, вызывает возражения - русская традиция не имеет храмов-крепостей, это западная традиция. Узкий мостик к часовне (который выглядит, как подъемный) противоречит утверждению о доступности любого храма. В конце концов от скандального проекта отказались, но не от реконструкции площади. С последним все были согласны. И она будет начата в следующем году уже по другому проекту. Но куда девать скульптуру Николая Чудотворца? Она уже оплачена и прибыла в город. Уткин предлагал ее представителям церкви, но ответа не получил. Служители Господа - народ тактичный. Можно предположить, что им не хотелось ставить в неловкое положение мэра и портить отношения с местной властью. Потому и молчали. Ведь они-то знали, что единственным исключением в таком вопросе за всю историю православия был витраж с изображением Иисуса Христа в Исаакиевском соборе в С.-Петербурге. Витраж - не икона, принятая в православных традициях, но всё же и не скульптура. К тому же витраж был подарен русскому царю, власть которого почиталась от Бога. Тольяттинский же мэр на помазанника божьего не тянет, и памятник Николаю Угоднику достался ему не даром. На сей раз тактичность священнослужителей поставила в неловкое положение их самих. На одном из аппаратных совещаний Николай Уткин распорядился передать скульптуру Николая Угодника отцу Николаю Манихину (местному благочинному). Архитектор города усомнился: «А он возьмет?» На что мэр ответил: «А куда он денется!» Вот и вся история о превратностях исторического познания в нашем городе. Кстати, о познаниях. Не только русские эмигранты свято чтут традиции. Тольяттинцы, обсуждая с соседями эту тему, тоже затруднялись представить себе Николая Угодника в виде памятника: - И кому только такое в голову пришло! - Рукавишникову, говорят. - Так ведь скульпторы и художники люди образованные, культуру изучали, традиции, историю... - Ему 250 тысяч долларов заплатили! За такие деньги и чёрту с рогами памятник поставят. - Какие деньги на ветер пустили - четверть миллиона! В долларах! - Это только скульптору заплатили, а всего на памятник ушло больше 300 тысяч, писали. Куда остальные деньги делись? Памятник из бронзы, трехметровый, внутри пустой. Получается, метр пустой бронзы стоит около 20 тысяч долларов? Ясное дело - украли. - Точно. Как Лужков с Церетели. Вон Доренко показывал, какие у них в Испании виллы... Наверное, для каждого города найдется свой Церетели. И это тоже познание, но только уже социально-политическое, гражданское, так сказать. Русский народ таков, что зачастую у него дело дальше разговоров не идет. Поговорили, повозмущались - и смирились. Но не стоит забывать, что в Тольятти, например, еще живет много мусульман. А что если кому-то придет в голову за пару сотен баксов из бюджета заказать, например, Илье Глазунову икону пророка Магомета и передать ее в мечеть? Нет желания посмотреть на реакцию правоверных? |
В номере: |
© "Общественная газета" 2000 г. |