От редакции

Читатель выбирает авторов -
это правильно

 

Мы продолжаем публикацию результатов социологических исследований, проведённых по заказу редакции группой специалистов под руководством Елены Журавлёвой. Сегодня мы расскажем о предпочтениях наших читателей в выборе авторов и тональности материалов.

Судя по полученным данным, наибольший интерес вызывают публикации с отзывами "простых" людей о различных событиях городской жизни - 34% ответов среди членов общественных организаций (46% по населению в целом). Примерно столько же опрошенных (35% "общественников" и 22% "рядовых" горожан) отдали бы предпочтение материалам, подготовленным специалистами в различных областях. В том числе, в свободной форме были названы юристы (22%), психологи, психоаналитики, медики - по 16%, по 9,4% - педагоги, экологи, бизнесмены, по 3% -косметологи, культурологи, архитекторы.

У 19% респондентов наибольший интерес вызывают выступления в печати деятелей культуры, в том числе названы Т. Киршина, Г. Кальжанова, Ю. Панюшкин, директор ДК АО "СК", руководители творческих организаций,руководитель городского отделения Союза театральных деятелей. 15% опрошенных высказали пожелание чаще видеть на страницах "Общественной газеты" материалы о духовных лидерах, в их числе названы отец Валерий, восточные философы, патриарх Алексий II, А. Солженицын, представители всех конфессий, иеромонах Илларион, православные священники.

15% ответов приходится на материалы, подготовленные общественными лидерами. В том числе названы: 27% ответов - М. Ржевский, представители советов ветеранов, руководители общественных организаций различных направлений, 18% - С. Дьячков, по 9% - Б. Кунин, А. Брусникин и Б. Цирульников. Информация, представленная политическими деятелями, вызывает интерес у 10% респондентов. В том числе названы: Н. Уткин (42% ответов), главы районных администраций (13%), по 4% - В. Иглин, Н. Ренц, В. Гройсман, В. Зыков, В. По-плавский, С. Капорцев, А. Дроботов, депутат Госдумы РФ А. Иванов.

Материалы специалистов интересуют, прежде всего, представителей правозащитных организаций, журналистские работы - респондентов из национально-религиозных и образовательных организаций. Мнение простых горожан более важно для представителей молодёжных, волонтёрских, ресурсных общественных организаций. К деятелям культуры и духовным лидерам в большей степени склонны прислушиваться представители молодёжных организаций и организаций в сфере культуры и искусства. Мнение политиков и общественных лидеров наиболее авторитетно для представителей органов ТОС и образовательных организаций. Многие респонденты отмечали как желательные сразу несколько из названных вариантов ответов.

С точки зрения большинства опрошенных, оптимальной тональностью подачи материала является спокойная критика (49% ответов), её крайность - гневная критика - устраивает лишь 5% респондентов. Привлекательным выглядит также освещение событий с юмором, улыбкой (43%), в этом случай крайний вариант - злая ирония, "стёб" - приемлем лишь для 8% респондентов (в основном, из числа учащейся молодёжи в возрасте до 30 лет). За нейтральный тон изложения высказались 42% опрошенных. Для 30% (в основном, представителей старшего поколения) оптимальным вариантом представляется положительное отношение к описываемым событиям, но тоже без "крайностей, переходящих в восхваление" (2%).

В свободной форме 1,2% опрошенных указали другие варианты, в том числе (высказывания из анкет): "умный анализ ситуации, критика и конструктивные выводы" (27% ответов), по 18% - "искренность", "объективность, основанная на реальных фактах, констатация фактов без личного отношения журналистов", по 9% ответов - "твёрдое слово, вера в человеческие идеалы", "уверенность и ответственность за то, о чём пишешь", "доброжелательность, отсутствие занудства".

Информационные предпочтения респондентов анализировались на основании распределения ответов на вопрос: "Насколько интересны для вас следующие темы?" Причём, также можно было выбрать ряд тем. Судя по полученным данным, наибольший интерес (61-65% ответов) вызывают такие информационные блоки, как образование и воспитание, социальная защита, правозащита, культура и искусство. Более половины опрошенных (53-57% ответов) хотели бы получать больше информации об истории и традициях города, по проблемам здравоохранения, экологии, на молодёжные темы.

Предпочтение читателей в выборе авторов
(в % от числа опрошенных)

специалистов разных областей

простых горожан

журналистов

деятелей культуры

духовных лидеров

общественных лидеров

политиков

другие варианты

35,3

34,2

24,9

18,5

15,1

14,7

10,2

3,9

От 42 до 48% ответов приходится на такие тематические блоки, как женские темы, положение на промышленных предприятиях, экономическая ситуация в городе, развитие торговли, сферы услуг, защита прав потребителей, религия, нравственность, духовное здоровье общества, рынок труда, жилищная проблема, российские и местные нормативные акты. Сравнительно меньший интерес (37-39% ответов) вызывают такие темы, как спорт, криминогенная ситуация, семейно-бытовые проблемы, мужские темы, проблемы ЖКХ, транспорта, политическая жизнь города. Около четверти опрошенных испытывают дефицит информации по проблемам предпринимательской деятельности, развития бизнеса и национально-религиозным проблемам.

Около 4% респондентов в свободной форме назвали другие темы, которые хотели бы видеть на страницах "Общественной газеты", в том числе: наркомания, молодёжная субкультура, события в Чечне, занятость молодёжи, жизнь пожилых людей, национальное достоинство, патриотизм, программа ТВ, репертуар театров, астрология, компьютеры, детская тематика, рассказы о профессиях, досуг, психология.

Отмечены следующие различия информационных потребностей по демографическим и социально-профессиональным группам. Российские и местные нормативные акты и проблемы правозащиты в большей степени интересуют представителей национально-религиозных, правозащитных общественных организаций, организаций по социальной защите и органов ТОС, руководителей различного уровня, чаще - мужчин активного трудоспособного возраста с высшим образованием.

Проблемами социальной защиты озабочены, прежде всего, представители общественных организаций, работающих в этой сфере, а также представители профсоюзов и органов ТОС, чаще - женщины, пенсионеры. Вопросы состояния рынка труда, положение на промышленных предприятиях, экономическая ситуация в городе волнуют чаще представителей профсоюзов и общественных организаций в сфере образования и здравоохранения, безработных и рабочих предприятий Северного про-музла, чаще - мужчин активного трудоспособного возраста.

Предпочтение читателей в выборе тональности газеты
(в % от числа опрошенных)

спокойная критика

юмор, улыбка

нейтральный тон

положительное отношение - к описываемому

ирония, "стеб"

гневная критика

восхваление

другие варианты

48,6

43,1

41,5

29,9

7,7

5,0

2,3

1,2

Развитие культуры и спорта интересует, в основном, представителей общественных организаций, работающих в этой сфере, а также молодёжных и профсоюзных организаций, по основному роду занятий - работников ВАЗа и бюджетной сферы, в возрасте до сорока лет, с высоким образовательным уровнем и средним доходом. Вопросами культуры чаще интересуются женщины, спорта - мужчины. История и традиции города вызывают интерес, в основном, у пожилых респондентов - пенсионеров и работников ВАЗа, чаще - женщин, представляющих общественные организации в сфере образования, культуры и искусства.

В номере:

© "Общественная газета" 2000 г.
Сайт создан в системе uCoz