Новое в старом

Выход из зазеркалья

Время, когда по нашему городу прокатилась волна учительских забастовок, особенно хорошо помнят родители тогдашних выпускников, потому что перед ними со всей очевидностью встали вопросы: кто будет принимать экзамены, как поступать в ВУЗы, если не выдадут аттестатов. Волновались все. Однако, большинство родителей полагало, что забота это государственная, и, значит, оно как-нибудь да решит проблему. Некоторые же на авось уже не надеялись и начали потихонечку склонять родителей к мысли, что учителям надо помогать, не дожидаясь, пока эта мысль пронзит умы чиновников. Предлагали скинуться на зарплату учителям, но было непонятно, как эти деньги вручать. Получалась какая-то взятка со всеми вытекающими отсюда последствиями. Законодательство того времени весьма скудными штрихами обозначало возможные формы благотворительности, а уж на практике таких дел и вовсе не ведали.

Но нашлись родители-разведчики, которые решили докопаться-таки до юридически законных форм благого дела. Чего не сделаешь ради родного чада? Оставив прежнюю работу, две женщины, далекие прежде от педагогики, а уж тем более от юриспуденции взялись пробивать стенку лбом. Но поскольку голову при этом они использовали не как отбойный молоток, а как аппарат думающий, им удалось, чего хотелось. Появился общественный благотворительный фонд поддержки учителей "Дельта".

С тех пор прошло пять лет, забастовки давно прекратились, но потребность в поддержке учителей осталась. И потому Фонд живет и работает под руководством и при участии все тех же Маргариты Антоновны Кузьминой и Нелли Николаевны Грязькиной. Рассказывая о его работе, можно углубиться в описание механизма: как собираютя деньги, почему родители все чаще предпочитают передавать собранные средств фонду, чтобы он на эти деньги сделал то, что они хотят (ремонт в классе, праздничный вечер, оказал помощь учителю и т. д.). Это будет полезный рассказ. Можно демонстрировать цифры: за пять лет собрано, помощь получили... Цифры солидные, они радуют. И, слава Богу, пресса об этом писала и пишет, потому что это важно.

Но мы - корреспонденты молодые, и, может быть, поэтому обратили внимание на то, что упоминается почти во всех статьях о фонде. Удивила одна маленькая деталь: люди почему-то в большинстве своем плачут, когда им вручают деньги, собранные для них другими людьми. Они явно не стали бы плакать от радости, если бы вдруг нашли эту сумму на улице или выиграли в лотерее. Наверное, их до глубины души трогает забота, которую они воспринимают как признание их значимости для кого-то. Дело в том, что благотворительный дар - это благо вдвойне, как материальное, так и духовное. То не просто деньги, это уже гормон радости, который необходим человеку никак не меньше, чем хлеб насущный.

И работники "Дельты" очень скоро это тоже почувствовали. К ним приходили благодарные люди, приносили к чаю пироги с морковкой, и им было радостно... до слез. Столь трогательные сантименты породили новую идею. Работники фонда подумали, что учителям можно помогать не только в виде суммы в конверте. Деньги можно потратить так, чтобы порадовать сразу многих.

Фонд живет и работает в Автозаводском районе на территории школы № 79. Поэтому нетрудно было пронаблюдать рабочую жизнь учителей. Их общение строго регламентировано звонками и окружено таким количеством детей, что нет никакой возможности для нормального информационного обмена. Рабочий день у каждого заканчивается по-разному, поэтому тоже не получается пообщаться. Они видятся каждый день - и не встречаются годами. И эти годы накладывают свои далеко не всегда радужные отпечатки на их взаимоотношения.

Можно смотреть человеку в глаза, но как в зеркале видеть в них лишь отражение своих проблем. И так незаметно для самого себя оказаться в сплошном зазеркалье: куда ни глянь, кругом, вроде бы люди, но никого, кроме себя и своих бед не видно. Понимание требует усилий, помноженных на время. И фонд "Дельта" решил приложить усилия, организовав для учителей вечер для общения. Педагогам школы № 79 предложили посмотреть на свою обычную работу как на праздник и устроить конкурс под поэтическим названием "Предмет уходящего века". Если ты - литератор, докажи, покажи, расскажи, что твоя наука - самая, самая, самая. И пусть математики тебе позавидуют, историки не осмелятся возражать, географы зааплодируют и все вместе преклонятся перед твоим талантом.

Председатель профкома школы Светлана сразу оценила идею и почувствовала, что ее коллег она тоже удивила и заинтересовала. Предметники объединились в группы и стали думать над тем, что для каждого из них всегда было важным, но никогда не произносилось вслух, потому что не представлялось тому повода. Рождались сценарии будущих представлений, азарт оказался просто пионерским. Репетировали на переменах и после работы, дома рисовали и раскрашивали, не узнавая сами себя.

А "Дельта" позаботилась о том, чтобы сделать вечер непринужденным, неофициальным. Трудно представить себе, что такое действо можно было бы устроить в обычном зрительном зале, где стулья стоят за рядом ряд и впереди видна лишь спина коллеги. Школьный актовый зал по такому случаю превращен был в уютное кафе с накрытыми столиками, и сцена действия оказалась перед ними и в их кругу.

У "Дельты" были очаровательные помощники - воспитанники Татьяны Вершининой, руководителя арт-клуба "Диво". Юных джентльменов представили залу как специалистов: по разрезу глаз, цвету глаз, цвету волос, стилистов, психологов. Они выносили свои "профессиональные" оценки участницам конкурса, а проще говоря делали дамам комплименты и всячески выражали свое галантное отношение к ним. А юные мисс пытались украсить досуг демонстрацией своих светских манер и талантов.

Одна из команд-участников конкурса напомнила знаменитый афоризм Сократа: "Заговори, чтоб я тебя увидел" - и словно бы под этим лозунгом пошло общение. Педагоги-русоведы ощутили обаяние историков с их интригующим предметом. Все осознали, что самые главные учителя - это начальная школа, потому что без нее все остальное будет тщетно. А уж поэтические вирши литераторов не оставили сомнений относительно их одаренности.

Поначалу участницы конкурса были несколько скованы, стеснялись, каждый держался своего тесного круга. Но потом театральное действие захватило всех, и учителя водушевленно включились в игру. Читали стихи, потому что поэтами оказались многие. Пели песни под гитару. По-русски тосковали под гусельки. А конкурсы придали действу откровенно шаловливый тон.

Жюри оказалось в затруднении, поэтому места распределили почти условно. Реально ощущалось, что победила дружба. Учителя, посмотрев друг другу в глаза, кажется, на этот раз увидели в них мысли и чувства своих коллег, и зазвенело осколками постылое зазеркалье.

Педагоги были благодарны благотворительному фонду "Дельта" за благую идею. Недаром в словаре русского языка синонимом благу называют добро.

Ия Гречман,
Крестина Дарницина

В номере:

© "Общественная газета" 2000 г.
Сайт создан в системе uCoz