От редакции

Власть и пресса.
Модели взаимодействия
глазами читателей

Напоминаем нашим читателям, что по поручению Попечительского совета "Общественной газеты" группа социологов под руководством Елены Юрьевны Журавлевой провела исследование потенциальной читательской аудитории нашей газеты. Опрашивали в основном людей, работающих в общественных организациях, а также других горожан. Мы продолжаем публикацию результатов социологического исследования.

Выяснив рейтинг городских газет по объёму их постоянной читательской аудитории, социологи обнаружили, что даже большое количество читателей ещё не говорит о том, что газета, которую они читают чаще других, их вполне устраивает. На вопрос "какая из городских газет в наибольшей степени соответствует вашим представлениям об "идеальной" городской газете?" 60, 8 % опрошенных такой газеты не назвали совсем.

Почти половина опрошенных (49 %) высказала свое мнение о том, какой газеты в городе не хватает. 30, 5 % считают, что не хватает молодежной газеты. Газету, которая бы писала о культуре, публиковала материалы на позитивные, развивающие темы хотели бы читать 14, 9 % респондентов. Издание о детях и для детей, о работе клубных объединений хотелось бы иметь 9, 8 % читателей. 5, 7 % не возражали бы против спортивной газеты, 4, 6 % хотят видеть газету для пенсионеров, 3, 4 % - издание, посвященное проблемам образования и воспитания, 2, 9 % - музыкальное издание, а также издание о миссионерской, духовной жизни, которое объединяло бы верующих всех конфессий. Столько же выразило желание иметь справедливую, правдивую, независимую газету, объективно отражающую жизнь. О семье, о доме, рецепты и полезные советы нужны 2, 3 % опрошенных.

По 1, 7 % ответов приходится на такие варианты, как газета о проблемах здравоохранения, здорового образа жизни, о законодательстве, вестник нормативных ведомственных актов, издание для инвалидов, по проблемам экологии, пресса легкая и развлекательная, отвлекающая от серых будней, пресса для души. По 1, 1 % ответов было за информационно-справочное издание, газету о благотворительности, любви к ближнему, литературный альманах. И 0, 6 % высказалось за газеты о художественном творчестве, по проблемам собаководства, для туристов, по технической тематике, национально-патриотические газеты, издания для людей, нуждающихся в моральной поддержке, сатирические газеты.

Ответы на этот вопрос давались в произвольной форме, и потому вариантов получилось довольно много. Мы намеренно воспроизвели весь предложенный список, чтобы можно было судить о читательских пристрастиях тольяттинцев. Подчёркиваем, что в данном случае речь идет о тематике издания целиком. А о том, какие темы хотели бы видеть отражёнными на страницах "Общественной газеты" ее читатели, речь еще впереди.

Пока же мы для себя сделали вывод, что каждая часть спектра деятельности некоммерческих организаций в разной степени, но привлекает читательский интерес. А наиболее неудовлетворенной у нас остается молодежь, на что, видимо, нужно обратить особое внимание.

Когда же мы попытались выяснить, какую модель взаимоотношений местной власти и городской прессы хотели бы видеть наши читатели, то обнаружили, что более трети опрошенных высказались за так называемую "независимую прессу". О том, что пресса должна пользоваться поддержкой властей и отражать их точку зрения, заявили только 2 % респондентов из общественных организаций и 4 % от населения в целом.

26 % представителей общественных организаций (и 36 % населения в целом) высказались за активное участие прессы в жизни города. Две трети из этого числа людей в буквальном смысле слова понимают выражение "пресса как четвертая власть", представляя себе её в виде некой силовой структуры, выполняющей функции "общественного контроля". 15 % считают, что контролировать она должна, в первую очередь, деятельность властей, а 10 % видят ее оппозицией власти.

Каждый пятый "общественник" и каждый четвертый "рядовой" тольяттинец представляет себе прессу в роли "зеркала общественной жизни", информирующей как население, так и власти о разных событиях.

Пятая часть "общественников" и четвертая часть населения в целом не имеют четких представлений об оптимальной модели взаимодействия прессы и властей.

Независимая пресса привлекает, прежде всего, представителей правозащитных и религиозных общественных организаций, а также организаций в сфере бизнеса и образования, учащихся и, в целом, чаще молодых респондентов. За оппозиционную прессу высказались пожилые люди.

Мы также хотели знать, что думают наши читатели про необходимость контроля за самой прессой в том или ином виде. За такой контроль 71 % опрошенных. 29 % считают, что контроль не нужен, но иногда указывают, что не нужен лишь потому, что он уже есть: государство "задавит", если надо.

Предпочтительным вариантом организации общественного контроля 23 % опрошенных (в основном -молодежь, профсоюзы, спортивные и медицинские организации) считают общественные приемные при редакциях газет. Кстати, функции работников общественных приемных в нашей газете выполняют члены Попечительского совета, работающие в тех тематических направлениях, в которых действуют их общественные организации. Их фамилии и телефоны публиковались в пятом номере "Общественной газеты".

Идея попечительских советов в качестве контрольных органов привлекает 14 % опрошенных, в основном представляющих национальные организации, организации в сфере бизнеса и органы ТОС. Реализация общественного контроля через читательские конференции (11%) более популярна у представителей волонтерских, ресурсных общественных организаций и организаций в сфере образования, культуры и искусства.

Подписку как инструмент общественного контроля чаще (8 %) рассматривают представители общественных организаций в сфере бизнеса. В свободной форме более 3 % опрошенных указали другие варианты контроля: опросы читателей, независимая цензура, объединение общественных лидеров, регулярные публичные отчеты главных редакторов о проделанной работе, общественно-идеологический совет, государственный и нравственный контроль, единый городской совет, суд и письма читателей.

О том, как относятся горожане к появлению именно "Общественной газеты" мы расскажем в следующем номер

В номере:

© "Общественная газета" 2000 г.
Сайт создан в системе uCoz