Напоминаем нашим читателям, что по поручению Попечительского совета
"Общественной газеты" группа социологов под руководством Елены
Юрьевны Журавлевой провела исследование потенциальной читательской аудитории
нашей газеты. Опрашивали в основном людей, работающих в общественных
организациях, а также других горожан. Мы продолжаем публикацию результатов
социологического исследования.
Выяснив рейтинг городских газет по объёму их постоянной читательской
аудитории, социологи обнаружили, что даже большое количество читателей
ещё не говорит о том, что газета, которую они читают чаще других, их
вполне устраивает. На вопрос "какая из городских газет в наибольшей
степени соответствует вашим представлениям об "идеальной"
городской газете?" 60, 8 % опрошенных такой газеты не назвали совсем.
Почти половина опрошенных (49 %) высказала свое мнение о том, какой
газеты в городе не хватает. 30, 5 % считают, что не хватает молодежной
газеты. Газету, которая бы писала о культуре, публиковала материалы
на позитивные, развивающие темы хотели бы читать 14, 9 % респондентов.
Издание о детях и для детей, о работе клубных объединений хотелось бы
иметь 9, 8 % читателей. 5, 7 % не возражали бы против спортивной газеты,
4, 6 % хотят видеть газету для пенсионеров, 3, 4 % - издание, посвященное
проблемам образования и воспитания, 2, 9 % - музыкальное издание, а
также издание о миссионерской, духовной жизни, которое объединяло бы
верующих всех конфессий. Столько же выразило желание иметь справедливую,
правдивую, независимую газету, объективно отражающую жизнь. О семье,
о доме, рецепты и полезные советы нужны 2, 3 % опрошенных.
По
1, 7 % ответов приходится на такие варианты, как газета о проблемах
здравоохранения, здорового образа жизни, о законодательстве, вестник
нормативных ведомственных актов, издание для инвалидов, по проблемам
экологии, пресса легкая и развлекательная, отвлекающая от серых будней,
пресса для души. По 1, 1 % ответов было за информационно-справочное
издание, газету о благотворительности, любви к ближнему, литературный
альманах. И 0, 6 % высказалось за газеты о художественном творчестве,
по проблемам собаководства, для туристов, по технической тематике, национально-патриотические
газеты, издания для людей, нуждающихся в моральной поддержке, сатирические
газеты.
Ответы на этот вопрос давались в произвольной форме, и потому вариантов
получилось довольно много. Мы намеренно воспроизвели весь предложенный
список, чтобы можно было судить о читательских пристрастиях тольяттинцев.
Подчёркиваем, что в данном случае речь идет о тематике издания целиком.
А о том, какие темы хотели бы видеть отражёнными на страницах "Общественной
газеты" ее читатели, речь еще впереди.
Пока же мы для себя сделали вывод, что каждая часть спектра деятельности
некоммерческих организаций в разной степени, но привлекает читательский
интерес. А наиболее неудовлетворенной у нас остается молодежь, на что,
видимо, нужно обратить особое внимание.
Когда же мы попытались выяснить, какую модель взаимоотношений местной
власти и городской прессы хотели бы видеть наши читатели, то обнаружили,
что более трети опрошенных высказались за так называемую "независимую
прессу". О том, что пресса должна пользоваться поддержкой властей
и отражать их точку зрения, заявили только 2 % респондентов из общественных
организаций и 4 % от населения в целом.
26 % представителей общественных организаций (и 36 % населения в целом)
высказались за активное участие прессы в жизни города. Две трети из
этого числа людей в буквальном смысле слова понимают выражение "пресса
как четвертая власть", представляя себе её в виде некой силовой
структуры, выполняющей функции "общественного контроля". 15
% считают, что контролировать она должна, в первую очередь, деятельность
властей, а 10 % видят ее оппозицией власти.
Каждый пятый "общественник" и каждый четвертый "рядовой"
тольяттинец представляет себе прессу в роли "зеркала общественной
жизни", информирующей как население, так и власти о разных событиях.
Пятая часть "общественников" и четвертая часть населения
в целом не имеют четких представлений об оптимальной модели взаимодействия
прессы и властей.
Независимая пресса привлекает, прежде всего, представителей правозащитных
и религиозных общественных организаций, а также организаций в сфере
бизнеса и образования, учащихся и, в целом, чаще молодых респондентов.
За оппозиционную прессу высказались пожилые люди.
Мы также хотели знать, что думают наши читатели про необходимость
контроля за самой прессой в том или ином виде. За такой контроль 71
% опрошенных. 29 % считают, что контроль не нужен, но иногда указывают,
что не нужен лишь потому, что он уже есть: государство "задавит",
если надо.
Предпочтительным
вариантом организации общественного контроля 23 % опрошенных (в основном
-молодежь, профсоюзы, спортивные и медицинские организации) считают
общественные приемные при редакциях газет. Кстати, функции работников
общественных приемных в нашей газете выполняют члены Попечительского
совета, работающие в тех тематических направлениях, в которых действуют
их общественные организации. Их фамилии и телефоны публиковались в пятом
номере "Общественной газеты".
Идея попечительских советов в качестве контрольных органов привлекает
14 % опрошенных, в основном представляющих национальные организации,
организации в сфере бизнеса и органы ТОС. Реализация общественного контроля
через читательские конференции (11%) более популярна у представителей
волонтерских, ресурсных общественных организаций и организаций в сфере
образования, культуры и искусства.
Подписку как инструмент общественного контроля чаще (8 %) рассматривают
представители общественных организаций в сфере бизнеса. В свободной
форме более 3 % опрошенных указали другие варианты контроля: опросы
читателей, независимая цензура, объединение общественных лидеров, регулярные
публичные отчеты главных редакторов о проделанной работе, общественно-идеологический
совет, государственный и нравственный контроль, единый городской совет,
суд и письма читателей.
О том, как относятся горожане к появлению именно "Общественной
газеты" мы расскажем в следующем номер