От редакции
"Общественная газета"
глазами читателей
Читатели "Общественной газеты" уже знают, что группа социологов,
ведомая Еленой Журавлёвой, провела исследование потенциальной читательской
аудитории нашей газеты. Как правило, опрашивали людей, работающих в
общественных организациях, но и не только. Сегодня мы, продолжая публикацию
результатов социологического исследования, расскажем о том, как относятся
читатели к появлению в городе именно "Общественной газеты".
45, 6% опрошенных позитивно оценили факт появления "Общественной
газеты", признав необходимым для общественных и некоммерческих
организаций наличие своего издания. Этого мнения придерживаются более
60% руководителей общественных организаций, представителей правозащитных,
национальных организаций, ТОСов и организаций, работающих в сфере культуры
и искусства. Среди тех, кто читал первые номера газеты и кого заинтересовали
почти все публикации (напомним, что исследование проводилось в сентябре
2000 г.), 82, 8% считают, что газета нужна.
Среди
тех, кого в этих номерах заинтересовали лишь некоторые материалы, считают,
что газета нужна 79, 9%. И даже четверть тех, кто не нашел в первых
номерах газеты ничего для себя интересного, отметили, что "Общественная
газета" городу нужна. Тех, кто считает, что такая газета городу
не нужна - 17%. Редакция газеты делает для себя вывод, что ей оказано
высокое доверие читателей, которое просто грех не оправдать, а посему
- будем стараться.
Некоторые респонденты (18%) ответили на этот вопрос в свободной форме.
Их мнения позволяют представить, чего ждут читатели от нашей газеты.
Поэтому мы приведем их полностью и именно так, как они сформулированы
в анкетах.
-
40, 9% таких ответов в свободной форме можно объединить
в группу под общим названием "новая газета - это": "более
полное удовлетворение информационных потребностей горожан, у которых
сейчас один источник информации (убогой и "обрезанной")
- бесплатные газеты"; "новая газета - прогресс, такой газеты
ещё не было"; "любая новая газета - хорошо, лишняя газета
городу не помешает"; "почему бы и нет, почитаем - посмотрим";
"чем больше мнений, тем более объективные выводы сможет делать
читатель, появится больше информации о городской жизни"; "газета
будет видеть проблемы глазами общественности и непредвзято сообщать
о них на своих страницах".
-
17, 2% ответивших ожидают, что "газета будет
бороться за правду, даст возможность высказаться тем, к кому официальная
пресса обратится ещё не скоро"; "все газеты зависят от властей,
а эта будет отражать мнение горожан"; "нужно отражать не
только официальную точку зрения, здесь будет представлено независимое
мнение общественных организаций"; "правдивая информация,
отражение реальных фактов, непредвзятый взгляд со стороны".
-
9, 7% ждут конкретных результатов от деятельности
газеты: "газета будет способствовать объединению общественных
организаций, усилит позиции "третьего сектора"; "газета
будет способствовать развитию общественных организаций, реабилитирует
их в глазах горожан".
-
7, 5% выражают надежду на то, что "у общественных
организаций будет, куда обратиться за помощью"; "газета
будет помогать общественным организациям решать проблемы, обмениваться
опытом, получать интересные советы".
-
6, 5% ответивших считают, что "новая газета
будет представлять ещё одну точку зрения на городские проблемы";
"газета активизирует процесс обмена информацией"; "это
будет зеркало общественной мысли".
-
5, 4% уверены, что "за общественными объединениями
граждан в демократическом государстве большое будущее"; "газета
будет объединять людей и общественные организации для решения городских
проблем"; "появится связь населения и властей через общественные
организации"; "власти услышат "глас народа", будут
прислушиваться и остерегаться".
-
4, 3% удовлетворены тем, что "появится информация
о деятельности общественных организаций, сейчас такой информации мало";
"у общественных организаций будет возможность себя рекламировать";
"рупор для общественных организаций, где можно выразить своё
мнение, заявить о своих проблемах".
-
3, 2% ответивших отметили у газеты "интересную
тематику" и "благородные цели, направленные на развитие
"третьего сектора".
-
2, 2% ответов: "одобряю создание новой газеты,
если она будет независимой"; "есть надежда, что она повлияет
на нравственный, духовный рост общества"; "общественные
организации нужны людям, значит, этим организациям нужна газета";
"у горожан и общественных организаций появится возможность поднимать
вопросы и получать ответы бесплатно".
-
1, 1% ответов: "это будет сопереживание,
помощь нуждающимся".
Главное, что для себя отметила редакция из приведенных мнений читателей
- благородство стремлений наших граждан. Поэтому у нас нет другой альтернативы,
кроме как оказаться газетой, достойной своего читателя.
Однако у газеты уже с первых её шагов есть и категорические противники,
о чем, справедливости ради, тоже следует сказать. Категорическими противниками
"Общественной газеты" (позиция анкеты "не читал ни одного
номера и нет желания читать") оказались 22% опрошенных. Наиболее
серьёзными недостатками газеты, по их мнению, являются недостаточно
интересная тематика (20%) и проблемы с доставкой (16%). 12% имеют претензии
к оформлению, стилю изложения материала и низкой периодичности газеты.
Один из 10 респондентов считает недостаточно авторитетным мнение авторов,
пишущих для газеты. По 6% ответов приходится на обвинение редакции в
необъективности и дублировании информации из других источников.
Сегодня, проработав 3 месяца, мы уже можем сообщить, что проблем с
доставкой газеты более не существует. Газета доставляется почтой по
подписке всем, кто захотел таковую оформить. На первых порах, пока происходит
знакомство с газетой и есть финансирование по гранту, мы предоставляем
возможность читателям получать газету по подписке, но бесплатно. Действительно,
трудно расчитывать на то, что кто-то захочет покупать кота в мешке,
то есть сразу подписываться на газету за деньги, не представляя себе,
что это за издание. Наши корреспонденты будут осуществлять обратную
связь с читателями и регулярно выяснять, не пропало ли у них желание
читать газету, готовы ли они оформить платную подписку. Таким образом
редакция предполагает постепенно перейти на оплачиваемую читателем подписку
- для начала, разумеется, по весьма скромной цене.
Пользуясь случаем, предлагаем желающим оформить бесплатную подписку
для знакомства с газетой позвонить в редакцию (тел.: 30-08-71) и продиктовать
свой адрес. Как только вы сделаете это, будете получать нашу газету
регулярно, то есть ежемесячно.
Далее социологи пытались выяснить представление читательской аудитории
о функциях "Общественной газеты".
66%
опрошенных полагают, что новое издание должно быть ориентировано на
всё население города. 3% респондентов высказались за ориентацию газеты
на отдельные социальные группы, в том числе - в свободной форме - были
названы: 31% ответов - "неравнодушные горожане", "все,
кому интересно", "для желающих помочь, но не знающих -кому
и как"; по 15% ответов - молодежь, пенсионеры, ветераны; по 8%
ответов - работающие горожане, люди свободных профессий, все нуждающиеся
в помощи, духовно "продвинутые" люди.
Существующий вариант ориентации газеты только на общественные, некоммерческие
организации устраивает лишь 17% респондентов (в основном - представителей
общественных организаций бизнеса, социальной защиты, культуры и искусства).
Совершенно неприемлема, по мнению абсолютного большинства опрошенных
(98, 1%), ориентация газеты на городские власти.
Главной задачей "Общественной газеты", по мнению респондентов,
должно стать формирование в Тольятти гражданского общества (38% ответов).
Эта функция кажется наиболее важной представителям национальных, волонтёрских,
ресурсных, образовательных общественных организаций, органов ТОС. Социально
значимыми функциями газеты представляются респондентам предоставление
горожанам возможности выражать свою точку зрения на городские проблемы
и пути их решения (37%), а также содействие повышению эффективности
работы некоммерческих и общественных объединений, усилению их роли в
управлении городом (34%).
Первое направление более актуально для рядовых членов общественных
организаций (прежде всего, правозащитных и молодёжных), второе - для
руководителей организаций (чаще в сфере культуры и искусства). 26% опрошенных
считают, что в функции газеты должно входить содействие улучшению взаимодействия
бизнеса, властных и общественных структур - для обеспечения гармоничного
и устойчивого развития города. Это мнение наиболее широко представлено
у респондентов из общественных организаций в сфере бизнеса, национальных,
правозащитных организаций и органов ТОС.
Около 3% опрошенных в свободной форме назвали и другие задачи, на
решение которых, по их мнению, должна быть ориентирована "Общественная
газета" (высказывания из анкет):
-
23% ответов - "способствовать просвещению,
повышению информированности, грамотности общества, его консолидации";
-
14% ответов - "помогать людям идти к вере",
"формировать нравственные, духовные ценности общества",
"объединять людей через создание пространства любви";
-
по 9% ответов - "публиковать законы, юридические
консультации", "быть организатором социально значимых мероприятий",
"формировать общественное мнение, влиять на процесс развития
города", объективно отражать события, публиковать аналитические
материалы, предложения по улучшению городской жизни", "оказывать
помощь общественным организациям в поиске спонсоров", "информировать
горожан о деятельности общественных организаций, отражать деятельность
людей, объединённых одной целью";
-
по 5% ответов - "противодействовать коррупции,
бандитизму", "способствовать повышению культуры, самосознания
горожан".
Мы
благодарны горожанам за благосклонное, в основном, отношение к появлению
нашей газеты и постараемся оправдать высказанные ими надежды. Надеемся
также найти общий язык с теми, кто в нас пока не верит. А публикацию
данного социологического исследования продолжим в следующем номере "Общественной
газеты".
|
В номере:
|