Сквозь "культурные очки" медицинской
модели
Раньше мне не раз приходилось бывать на мероприятиях
подобного рода. И, признаться, всегда чувствовал себя на них весьма
неуютно. Общаться с людьми, имеющими группы инвалидности, было проблематично.
Зачастую стремление быть деликатным с ними давало как раз обратный эффект.
Ведь порой сама чрезмерная моя тщательность в подборе слов и выражений
при общении будто бы проводила между нами незримую черту, где по одну
сторону - ограниченные в своих физических возможностях люди, а не имеющие
таких проблем - напротив, но никак не рядом. По крайней мере, собеседники
мои понимали меня именно так, а попытки переубедить их преимущественно
усугубляли ситуацию. И вовсе, кажется мне, не потому, что кто-то из
нас не хотел наладить контакт с собеседником. Просто говорили мы на
разных языках. Но этот семинар - другой случай.
Кому-то покажется парадоксальным, но читать долгую и
скучную лекцию о стереотипах восприятия и проблемах, с которыми сталкиваются
инвалиды, организаторы действа не стали. Они нам показали это... в игровой
форме. Причем в эти серьёзные игры взрослых людей самым непосредственным
образом были вовлечены и журналисты. Подход необычный, и, может статься,
именно потому весьма убедительный.
Представьте: вы - директор школы, к вам приходит мама
с ребенком, имеющим группу инвалидности. Вы прекрасно понимаете, что
принять такое дитя в обычную школу - это значит обрести постоянную головную
боль. Поэтому сопротивляетесь, как только можете, пытаясь убедить маму,
что ее затея не хороша. По мере того, как действие развивается, актеры
- участники семинара, то есть инвалиды и приглашенные гости, в пылу
полемики переходят от игры к обсуждению сыгранного. Грани стерты, психологические
барьеры рухнули, участники семинара словно бы побывали в шкуре друг
друга.
Часы семинара пролетали незаметно, один за другим. Чувствовалось:
эти люди прекрасно знают, чего хотят, и, что очень важно, у них есть
четкое понимание того, как добиться намеченной цели. Они явно отвергали
медицинский подход к понятию "инвалидность", исповедуя подход
социальный.
Когда на инвалида смотрят через "культурные очки"
медицинской модели инвалидности, его видят только как проблему. Внимание
концентрируется на имеющихся у человека нарушениях: он не ходит, не
видит, не слышит, не говорит... Никто не обращает внимание на реальные
потребности его, как личности, в целом. Все усилия изменить жизнь лежат
только в медицинской плоскости, человек целиком отдается врачам. Они
решают буквально все: рождаться на свет, или не рождаться? учиться,
или не стоит? жениться - не жениться, рожать, или ни в коем случае?
Контроль ощущается в тех барьерах, которыми полна окружающая среда,
сводящая до минимума возможности инвалида. С барьерами эти люди встречаются
повсюду: в школе, на работе, на отдыхе и даже дома, в собственных семьях.
Но не это ли делает их действительно инвалидами? Окружающим зачастую
кажется, что инвалиды не могут чувствовать то, что чувствуют здоровые
люди, и наоборот. Стало быть, здоровые и нездоровые просто не знакомы
друг с другом и шансов познакомиться не имеют. А неизвестное настораживает
и пугает - как тех, так и других.
На семинаре нам предложили простой эксперимент. Всем
его участникам прикрепили на головы таблички с надписью, кем они являются
по разным качествам и профессиям, но при этом не подразумевалось, что
они инвалиды. Таблички прикрепили так, что сам человек не знал, что
написано у него "на лбу", это могли видеть только окружающие.
Не имея представления, кто ты есть, ты должен был влиться в компанию
из трех человек, которые вполне могли бы ужиться между собой. Это было
интересное зрелище. Выбираешь того, кто тебе нравится (нужен), подходишь
к нему, а он от тебя шарахается, или деликатно дистанцируется. Ты ищешь
свою среду до тех пор, пока не обнаружится приемлемая общность.
И вот тут всем стало совершенно очевидно, что инвалиды
выдвигают те же критерии для поиска, что и здоровые люди, что их чувства
ничем не отличаются от остальных. Это можно было знать, или догадываться
об этом. Теперь же это удалось почувствовать. Напряженность в аудитории
растаяла. Позиция некоторой отстранённости поменялась на сопричастность
к судьбам друг друга. И стало понятно, зачем инвалиды затеяли проводить
подобные семинары по пониманию инвалидности для организаций, работающих
с ними в Тольятти: психологов, социальной защиты, СМИ, органов власти.
...Оказывается, Организация Объединенных Наций уже почти
двадцать лет назад разработала рекомендации для средств массовой информации
по освещению темы инвалидности, и руководство это было принято специалистами
по вопросам инвалидности почти восьмидесяти стран. В частности, в рекомендациях
этих говорится о том, что одна из самых серьезных ошибок при освещении
темы инвалидности - это представление инвалидов, как обузы для своих
родителей и общества. Сей отрицательный стереотип попортил немало крови
самим инвалидам, их родным и близким. Увы, нечасто говорят и пишут о
том, что с помощью образования и обучения, вкупе с пониманием со стороны
общества, люди с инвалидностью могут дать обществу столько же - если
не больше - сколько и другие граждане. Далеко не все знают, или задумывались
о том, что люди с инвалидностью обладают тем же спектром настроений,
интересов, навыков, талантов, стилей поведения, что и остальные члены
общества, что Личностей среди них ничуть не меньше, чем среди быстроногих
и востроглазых служителей пера и микрофона, например.
Оно где-то и понятно: порой невыносимо трудно признаться
даже самому себе в том, что человек на костылях или в инвалидной коляске
может знать, понимать и уметь больше, чем ты - не имеющий никакой необходимости
пользоваться такими техническими средствами индивид. Казалось бы: да
возьми ты эту самую жажду жизни во всех ее проявлениях, умение идти
"вопреки" и "несмотря", на собственное вооружение
- сколького ещё удалось бы добиться?.. Хотя, конечно же, представление
инвалидов хорошими и талантливыми (равно как и, условно говоря, "плохими")
именно как следствие их инвалидности - тоже ошибка из области стереотипов
и мифов.