В общественных организациях

Мифология инвалидности.
Не пора ли сменить жанр?

(продолжение)

Сквозь "культурные очки" медицинской модели

Раньше мне не раз приходилось бывать на мероприятиях подобного рода. И, признаться, всегда чувствовал себя на них весьма неуютно. Общаться с людьми, имеющими группы инвалидности, было проблематично. Зачастую стремление быть деликатным с ними давало как раз обратный эффект. Ведь порой сама чрезмерная моя тщательность в подборе слов и выражений при общении будто бы проводила между нами незримую черту, где по одну сторону - ограниченные в своих физических возможностях люди, а не имеющие таких проблем - напротив, но никак не рядом. По крайней мере, собеседники мои понимали меня именно так, а попытки переубедить их преимущественно усугубляли ситуацию. И вовсе, кажется мне, не потому, что кто-то из нас не хотел наладить контакт с собеседником. Просто говорили мы на разных языках. Но этот семинар - другой случай.

Кому-то покажется парадоксальным, но читать долгую и скучную лекцию о стереотипах восприятия и проблемах, с которыми сталкиваются инвалиды, организаторы действа не стали. Они нам показали это... в игровой форме. Причем в эти серьёзные игры взрослых людей самым непосредственным образом были вовлечены и журналисты. Подход необычный, и, может статься, именно потому весьма убедительный.

Представьте: вы - директор школы, к вам приходит мама с ребенком, имеющим группу инвалидности. Вы прекрасно понимаете, что принять такое дитя в обычную школу - это значит обрести постоянную головную боль. Поэтому сопротивляетесь, как только можете, пытаясь убедить маму, что ее затея не хороша. По мере того, как действие развивается, актеры - участники семинара, то есть инвалиды и приглашенные гости, в пылу полемики переходят от игры к обсуждению сыгранного. Грани стерты, психологические барьеры рухнули, участники семинара словно бы побывали в шкуре друг друга.

Часы семинара пролетали незаметно, один за другим. Чувствовалось: эти люди прекрасно знают, чего хотят, и, что очень важно, у них есть четкое понимание того, как добиться намеченной цели. Они явно отвергали медицинский подход к понятию "инвалидность", исповедуя подход социальный.

Когда на инвалида смотрят через "культурные очки" медицинской модели инвалидности, его видят только как проблему. Внимание концентрируется на имеющихся у человека нарушениях: он не ходит, не видит, не слышит, не говорит... Никто не обращает внимание на реальные потребности его, как личности, в целом. Все усилия изменить жизнь лежат только в медицинской плоскости, человек целиком отдается врачам. Они решают буквально все: рождаться на свет, или не рождаться? учиться, или не стоит? жениться - не жениться, рожать, или ни в коем случае? Контроль ощущается в тех барьерах, которыми полна окружающая среда, сводящая до минимума возможности инвалида. С барьерами эти люди встречаются повсюду: в школе, на работе, на отдыхе и даже дома, в собственных семьях. Но не это ли делает их действительно инвалидами? Окружающим зачастую кажется, что инвалиды не могут чувствовать то, что чувствуют здоровые люди, и наоборот. Стало быть, здоровые и нездоровые просто не знакомы друг с другом и шансов познакомиться не имеют. А неизвестное настораживает и пугает - как тех, так и других.

На семинаре нам предложили простой эксперимент. Всем его участникам прикрепили на головы таблички с надписью, кем они являются по разным качествам и профессиям, но при этом не подразумевалось, что они инвалиды. Таблички прикрепили так, что сам человек не знал, что написано у него "на лбу", это могли видеть только окружающие. Не имея представления, кто ты есть, ты должен был влиться в компанию из трех человек, которые вполне могли бы ужиться между собой. Это было интересное зрелище. Выбираешь того, кто тебе нравится (нужен), подходишь к нему, а он от тебя шарахается, или деликатно дистанцируется. Ты ищешь свою среду до тех пор, пока не обнаружится приемлемая общность.

И вот тут всем стало совершенно очевидно, что инвалиды выдвигают те же критерии для поиска, что и здоровые люди, что их чувства ничем не отличаются от остальных. Это можно было знать, или догадываться об этом. Теперь же это удалось почувствовать. Напряженность в аудитории растаяла. Позиция некоторой отстранённости поменялась на сопричастность к судьбам друг друга. И стало понятно, зачем инвалиды затеяли проводить подобные семинары по пониманию инвалидности для организаций, работающих с ними в Тольятти: психологов, социальной защиты, СМИ, органов власти.

...Оказывается, Организация Объединенных Наций уже почти двадцать лет назад разработала рекомендации для средств массовой информации по освещению темы инвалидности, и руководство это было принято специалистами по вопросам инвалидности почти восьмидесяти стран. В частности, в рекомендациях этих говорится о том, что одна из самых серьезных ошибок при освещении темы инвалидности - это представление инвалидов, как обузы для своих родителей и общества. Сей отрицательный стереотип попортил немало крови самим инвалидам, их родным и близким. Увы, нечасто говорят и пишут о том, что с помощью образования и обучения, вкупе с пониманием со стороны общества, люди с инвалидностью могут дать обществу столько же - если не больше - сколько и другие граждане. Далеко не все знают, или задумывались о том, что люди с инвалидностью обладают тем же спектром настроений, интересов, навыков, талантов, стилей поведения, что и остальные члены общества, что Личностей среди них ничуть не меньше, чем среди быстроногих и востроглазых служителей пера и микрофона, например.

Оно где-то и понятно: порой невыносимо трудно признаться даже самому себе в том, что человек на костылях или в инвалидной коляске может знать, понимать и уметь больше, чем ты - не имеющий никакой необходимости пользоваться такими техническими средствами индивид. Казалось бы: да возьми ты эту самую жажду жизни во всех ее проявлениях, умение идти "вопреки" и "несмотря", на собственное вооружение - сколького ещё удалось бы добиться?.. Хотя, конечно же, представление инвалидов хорошими и талантливыми (равно как и, условно говоря, "плохими") именно как следствие их инвалидности - тоже ошибка из области стереотипов и мифов.

 

В номере:

© "Общественная газета" 2000 г.
Сайт создан в системе uCoz